90% малых предприятий закрываются в первый год
непроверенные, но и неопровергнутые данные
Действующие лица:
Мы не всегда доподлинно знаем, для чего компании заказывают сайты. Но мы точно знаем, зачем мы делаем сайты.
чтобы помочь малому бизнесу наладить входящий поток клиентов с минимально возможными в данной отрасли затратами
Входящие заявки с сайта, если и не станут основным источником дохода (это возможно далеко не во всех нишах), будут надежным источником дополнительной прибыли, полученной при значительно меньших (чем при прямых продажах) затратах.
Начнем наш печальный рассказ.
Экономный заказчик: Мне нужен сайт, я ничего в этом не понимаю...
С какой-то такой фразы начинается создание сайта, обреченного на бесславный конец. Побеседовав с тремястами заказчиков лично, мы составили рейтинг «самого главного на сайте». Выглядит он так:
88% наших клиентов фатально ошибались. Думаем, эти данные можно с легкостью распространить на большинство заказчиков дешевых сайтов.
Если все так, почему веб-студии, профессионалы своего дела, не рассказывают клиентам об этом? Во-первых, потому что далеко не все являются профессионалами. В условиях молодого российского капитализма профессионалов вообще мало на любом рынке. Даже депутаты Госдумы нет-нет, да и выпустят закон о повышении взносов в пенсионный фонд для ИП. Вторая причина: спрос рождает предложение. Если заказчики отмахиваются от контента, разработчики эконом-сайтов предлагают сайты без затрат на него. Взгляните на секретную диаграмму себестоимости эконом-сайта с контентом:
Почему дизайн и программирование стоят так дешево? Потому что при создании эконом-сайтов применяются тиражируемые решения. Программная платформа уже готова и устанавливается простым копированием на другой сервер. В запасниках студии уже лежат несколько десятков вариантов дизайна. Для нового клиента в макете меняется цвет и заглавное изображение на то, что лучше подходит к вашему бизнесу.
В студии, где отлажены все производственные процессы, и при отсутствии особых пожеланий клиента, запуск сайта отнимает всего несколько часов рабочего времени. Еще пара часов нужна для установки счетчиков статистики и маломальской оптимизации сайта для поисковиков.
С контентом так не получится, так как это более долгий и сложный процесс, требующий участия и веб-студии и заказчика. Вы должны рассказать, что собираетесь продавать и как. Специалист студии должен хотя бы бегло изучить ваших клиентов и конкурентов, чтобы составить действительно рабочее предложение. Способа автоматизировать эту работу не существует.
Что делают продавцы дешевых сайтов? Исключают стоимость создания контента из общей цены. Если говорить прямо, то стоимость эконом-сайта с приличным контентом будет на 70% выше средней цены на рынке. Не 3-25 тыс., а 40 тыс. рублей. Но сайты за 40 тыс. рублей плохо продаются, потому что не вникающих заказчиков бомбардируют сотнями предложений сделать сайт за 9-25 тыс. руб.
И совершая роковую ошибку №1, они соглашаются. Теперь у вас на руках не сайт, а программная платформа, типовой дизайн, доменное имя и все еще нет ничего, что помогло бы вам получать входящие заявки с сайта. Вам нужен контент.
Экономный заказчик: А контент возьмем вот с этого сайта и чуть-чуть переделаем...
Вы любили писать сочинения в школе? Вы всегда писали их сами? Учителя зачитывали ваши произведения вслух всему классу? Даже если вы ответили "да" на все три вопроса, возьмите лист бумаги и поробуйте составить описание для одного из ваших товаров или услуг. Только не такое: табуретка — это предмет мебели с сидением и четырьмя ножками, размер: 300х300х600 мм, цвета в ассортименте, комплектация по требованию заказчика. Напишите, почему клиент не сможет жить без этого товара. И почему этот товар не надо покупать в другой компании? Если получилось по-настоящему круто, пришлите нам на mail@site-start.ru. Мы или возьмем вас на работу, или вернем на землю.
Все остальные наполняют сайт так:
Последние, заказывая наполнение сайтов, ориентируются на стоимость всего сайта. Если он весь стоил, например, 9000 рублей, то как могут тексты стоить дороже?
В общем, вторую роковую ошибку допускают все три группы, за исключением, возможно, 3-х человек, которые приняли вызов несколькими абзацами выше и сейчас составляют описания, чтобы отправить нам.
Что в итоге? Украденный и слишком короткий контент не воспринимается поисковиками, сайт болтается мертвым грузом далеко от 1-й, 2-й и даже 3-й десятки. И зайдут на него только наши дотошные менеджеры, когда будут работать над сайтом вашего конкурента.
Тексты, написанные самостоятельно, подробно, с душой, но без понимания принципов подготовки эффективных предложений, могут пробиться выше, но продавать не будут, если есть хоть какая-то конкуренция. Тексты, заказанные по смешной цене, напишут рерайтеры — люди берующие контент с других сайтов и пересказывающих его своими словами. Рерайтеры водятся на биржах контента и получают по 15-50 рублей за тысячу знаков. У них времени на еду не остается, не то что на отбор приличного источника и перечитывание бешено наколоченного на клавиатуре текста.
И вот молодая динамично развивающаяся компания потратила еще 3-5 тыс. рублей, а к клиентам так и не приблизилась. Проходит пара месяцев, на почту сыплются предложения по продвижению сайта и вы подходите к роковой ошибке №3.
Недобросовестный оптимизатор: Мы не виноваты. Яндекс опять поменял алгоритмы
В отношении вашего сайта за 5-25 тыс. рублей с неоднозначным контентом, заключения специалистов по поисковому продвижению (оптимизаторов) разделятся так:
Добросовестные оптимизаторы: мы не сможем взяться за продвижение сайта в таком виде, сначала нужно переделать то, это и это и переписать тексты. Мы можем сделать это сами, но это будет стоить: стоимость сайта ×2 или ×3.
Недобросовестные оптимизаторы: У нас вы не переплачиваете за имя! Мы все сделаем за 6-12 тыс. рублей в месяц! Но нужно не менее 6 месяцев! Вот тут в договоре мы все написали.
Экономный заказчик, он такой экономный и, конечно же, хорошенько все взвесив, совершит 3-ю роковую ошибку.
Пройдет 6 месяцев. По каким-то несуразным запросам сайт будет находиться в первой 10-ке, по настоящим целевым запросам ничего не изменится. Молодая динамично развивающаяся компания будет выдвигать претензии недобросовестным оптимизаторам, но они ловко сошлются на форс-мажор:
В случае если во время выполнения Исполнителем работ по настоящему Договору произойдет существенное изменение алгоритмов поисковых систем, Исполнитель освобождается от исполнение гарантий, установленных пунктом...
Посчитаем: вы, как экономный заказчик потратили от 36 до 72 тыс. рублей + упущенная выгода. Заявок по-прежнему нет. Первая позиция в Яндексе по запросу «инструкция по применению {название вашего товара}» маячит напоминанием о проклятых обманщиках-оптимизаторах.
Если ваша молодая динамично развивающаяся компания еще живет, значит вы добились неимоверных успехов в прямых продажах, или нехилый у вас был стартовый капитал. Но скорее всего, вы разочарованы и все больше времени проводите на сайтах вакансий, подумывая бросить предпринимательство.
Тем временем, даже в вашей узкой нише, появляются конкуренты. Глядя на их симпатичный сайт, вам кажется, что у них все растет. А еще прошел год и остро стоит вопрос, попадет ли ваша молодая динамично развивающаяся компания в число тех 90% без вести закрывшихся организаций из эпиграфа.
Допустим, вы человек с активной жизненной позицией и деньгами, вы понимаете, что надо что-то менять. Хорошо, если к этому времени вы понимаете, что нужно что-то делать с сайтом. И вот именно сейчас, когда на карте жизнь молодой и динамично развивающей компании очень важно не допустить роковую ошибку №4.
Поздравляем! Вы ее прочитали, несмотря на эту нашу идиотскую манеру писать. Теперь, заказывая вторую версию сайта, вы уделите должное внимание контенту и, если не поздно, то с новыми текстами ваш сайт начнет подниматься в поиске, контекстная реклама будет давать результат, начнут, наконец, поступать заявки. Вы посадите помощника на их обработку, а сами с новыми силами будете заниматься остальными делами. Вашей молодой динамично развивающейся компании нужно сделать очень и очень много, чтобы стать большой, богатой и медленно разлагающейся.